Агрессивность как проявление поведения, может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но ещё важно посмотреть на агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство — как психологическую защиту.
Как формируется агрессия? Дело в том, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками — самая важная потребность.
Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков и желание набрать как можно больше друзей в социальных сетях. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший стресс, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах тревожности. Из-за повышенного уровня тревожности таким детям тяжелее, чем остальным, адаптироваться в обществе сверстников.
Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения — образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех во взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих приводит к агрессивности.
Виды агрессии. Прежде, чем наказывать и ругать агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, мы замечаем только самые яркие, первый и второй из списка.
- Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задиристость;
- Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество;
- Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах, крик и визг;
- Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.
Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор — что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.
Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, — драка почти неизбежна.
Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно. Необходимо отметить, что логика и риторика входят в программу с начальной школы, во многих известных европейских школ. Если ребенок в будущем хочет быть хорошим специалистом, то кроме знаний ему потребуется умение грамотно вести диалог.
Полезно ли умение договариваться подростку? Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Напоминаю, что в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок: а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит, в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на его статусе в классе.
Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию — это умение редкое, а потому ценное.